Ученые-астрофизики разработали томографию для сверхновых

Добавлено: 28.07.19
Астрофизики разработали новый метод томографии для изучения эволюции сверхновых. Группой ученых сотрудников при австралийском Университете Нового Южного Уэльса в статье, размещенной на страницах журнала Physical Review Letters, сообщается о новом способе наблюдений, получившем название томография остатков сверхновых.

В основе разработанного астрофизиками метода лежит оптическая спектроскопия разных слоев вещества сверхновой, выброшенных в результате взрыва наружу. Томография дает возможность исследователям проводить тестирование модели сверхновых, так как различные механизмы взрыва выдают различный химический состав и процесс самого выброса.

Данный метод позволяет определить состав и динамику выброса с использованием видимого излучения сильно ионизованного железа, серы и других элементов. Несмотря на слабость этого излучения, исследователям всё же удалось его зарегистрировать, используя современное оборудование Очень Большого Телескопа в Чили. Ранее астрофизикам удавалось увидеть только оптическое излучение от возмущённой взрывом межзвездной среды, теперь же они наблюдали сами выбросы.

Исследователями для изучения были выбраны три остатка сверхновых типа Ia в Большом Магеллановом облаке – галактике-спутнике Млечного Пути. В одном случае они обнаружили, что линии излучения соответствуют предсказанным стандартными моделями взрыва белого карлика с массой, близкой к пределу Чандрасекара. А вот в другом – спектр указывает на взрыв белого карлика с массой ниже предела Чандрасекара. Следует отметить, что им удалось определить доплеровские сдвиги спектральных линий, которые могут быть связаны со скоростями выброса вещества в разных направлениях.

Ученые считают свой результат одним из самых важных открытий в области исследований остатков сверхновой за последнее десятилетие. Но пока это лишь первый шаг к реализации потенциала нового метода. Теоретики теперь должны предоставить модельные прогнозы для спектральных линий, чтобы их можно было сравнить с наблюдениями.