Югпресса.ру
Последние события в режиме онлайн

Мнение: популярность онлайн-сервисов попутчиков может оставить некотрые регионы без рейсовых автобусов

Автор: editor1
Рубрика: Транспорт

Оборот рынка "попутчиков" в прошлом году составил 9,6 млрд рублей и 18 млн пассажиров. Ожидается, что в 2018 году эти цифры могут дорасти до 16,3 млрд рублей и 31 млн пользователей приложений. Состояние BlaBlaCar, одного из самых популярных приложений, организующих совместные поездки, оценивается сегодня в 1,4 миллиарда долларов. Своим исследованием в этой отрасли с ugpressa.ru поделилась Ассоциация работников транспорта и туризма (АРТТ).

Перевозчики на грани банкротства
Все нелегальные поездки наносят сильный удар по официальным перевозчикам, заставляя их буквально выживать, потеряв 20% своих клиентов. Из-за этого автотранспортные предприятия лишаются средств для обновления автобусного парка, более половины транспорта, работающих на межсубъектных маршрутах, имеют возраст более десяти лет.

Помимо этого, операторы объектов транспортной инфраструктуры лишаются средств для обеспечения полноценной безопасности и содержания своих зданий. Автотранспортные компании вынуждены сокращать количество машин на маршрутах или полностью их останавливать. Также автовокзалы, автостанции и перевозчики стали увольнять 20-30% сотрудников.

Почему "нелегалы" опасны?

Перевозки "попутчиков" через интернет-сервисы происходят без необходимых лицензий и другой разрешительной документации, а сама услуга осуществляется без государственной регистрации гражданина в качестве ИП или создания в установленном порядке юридического лица, что считается незаконным предпринимательством. Пассажиры платят водителям наличными, из-за чего теневой оборот денег скрыт от налоговых органов, что влечет за собой недополучение государством налоговых поступлений до 4 млрд рублей в год.

Не добавляет приложениям плюсов и отсутствие соблюдения норм транспортной безопасности и предрейсового технического и медицинского контроля. Это не только создает риски для пассажиров, но и образует проблемы при предотвращении террористических актов и других тяжких преступлений.

Напомним, что последняя трагедия из-за небезопасности BlaBlaCar произошла недавно, 15 июля. Жительница Новосибирска погибла в ДТП в Алтайском крае. Она и еще шесть пассажиров нашли водителя через сервис попутчиков.

Также известно, что нередко подобными приложениями пользуются те, кто просто опасается легальных перевозок. Например в феврале этого года один из жителей Омска забрал очередную партию запрещенного вещества из Тайника в Екатеринбурге. Через сервис попутчиков он нашел автомобиль и отправился домой. Но рядом с Тюменью машину остановили сотрудники ГИБДД, сейчас наркокурьер отбывает наказание в колонии строгого режима.

Экспертное мнение АРТТ

Представители ассоциации считают, что интернет-сервисы "попутчиков", прежде всего, нужно законодательно урегулировать.

"Водителям должно быть разрешено размещать информацию о своих поездках только при наличии государственной регистрации, необходимой для законного ведения предпринимательской деятельности, предоставлении лицензии на перевозку и разрешительной документации. Также необходимо ввести ответственность владельцев приложений за публикацию заведомо ложной информации", - считает президент АРТТ Ирина Ал Зирки.

Водители-попутчики должны брать с пассажиров оплату либо безналичным путем, либо с использованием ККМ, чтобы отчеты о своей деятельности они могли предоставлять в налоговые органы. Для минимизирования рисков ДТП также нужно распространить на совершаемые через интернет-сервисы поездки все действующие нормы предрейсового контроля, включая проверку состояния транспортных средств и медосмотр водителей.

В целях безопасности следует обязать сервисы-попутчики хранить персональные данные о перевозимых пассажирах. Также мы считаем, что важно не допустить взимания процента с водителей за перевозку пассажиров. В противном случае интернет-сервисы, не неся никаких расходов на содержание инфраструктуры и ответственности в разрезе транспортной безопасности, начнут выполнять функции вокзалов в обход действующего законодательства.

Для эффективного решения существующей проблемы необходимо помнить и об одной из главных причин, по которой люди пересаживаются в машины к "попутчикам" - это цена. "Нелегалы" никому не отдают часть своего дохода и могут себе позволить понижать цены. Официальные же перевозчики смогут сделать стоимость на свои билеты конкурентоспособными, если для их работы будут созданы более благоприятные условия.

Предложения других экспертов

Для спасения автотранспортной области и безопасности людей разные специалисты предлагают свои пути решения. Например, алтайские перевозчики планируют бороться с BlaBlaCar с помощью своего приложения под названием BlaBlaBus. Барнаульский автовокзал считает, что это негативно повлияет на бизнес зарубежных конкурентов. Об этом рассказал Алексей Богданов, исполнительный директор НП “Автомобильные перевозки Алтая”, журналу “Российские автобусные линии” №65.

Также издание пишет, что краснодарская краевая ассоциация "Региональный автотранспортный союз" пошла дальше и обратилась в правоохранительные и надзорные органы. По результатам рассмотрения обращения прокурором Тимашевского района было направлено заявление в суд о признании информации, распространяемой на сайте BlaBlaCar, запрещенной к распространению на территории РФ.

"12.09.2017 Тимашевским районным судом было принято решение об удовлетворении требований прокурора района, в соответствии с которым Управлению Роскомнадзора РФ по Южному федеральному округу надлежало осуществить действия, направленные на ограничение доступа к сайту. Однако 19.12.2017 апелляционная коллегия Краснодарского краевого суда обжаловала это решение", - рассказал Алексей Дынько, руководитель центра правовой поддержки Краснодарской краевой ассоциации "Региональный автотранспортный союз".

Для изменения решения суда собственник сайта изложил свою правовую позицию, указав, что пользователи не получают систематической прибыли и это не делает из них предпринимателей. К слову, отсутствие заработка не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса РФ, поскольку извлечение денег является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Вмешательство правительства

Власти страны начали разработку правил для интернет-сервисов, при помощи которых пассажиры возмещают часть расходов водителей автомобилей. Инициатором этого стал BlaBlaCar, который ранее уже столкнулся с угрозой блокировки в России.

Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу создать рабочую группу, которая займется решением этого вопроса. В правительстве считают, что в неё должны войти представители властей, общественных организаций и участников рынка. Ассоциация работников транспорта и туризма уже обратилась в Минтранс с целью попадания в объединение.

Следует отметить, что сегодня, 19 июля, в столичном парке "Зарядье" состоится Московский урбанистический форум, на котором будут присутствовать Владимир Путин и Фредерик Мазелла, основатель BlaBlaCar. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.