Денег не будет: новые правила возмещения ущерба по договору ОСАГО вступили в силу
Всем известно, что в последнее время деятельность страховых компаний являлась убыточной. Для снижения количества «намеренных» аварий и высоких денежных выплат по ним, в марте этого года были приняты поправки в Федеральный закон«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Основная цель поправок - заменить денежное страховое возмещение по договору ОСАГО на ремонт поврежденного транспортного средства, который должен оплатить страховщик. Однако, в некоторых случаях денежная выплата сохранилась, например, при полной гибели автомобиля, смерти потерпевшего или причинения тяжкого или средней тяжести здоровью, превышении стоимости ремонта над страховой выплатой и др., а также «при наличии соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим». Также следует знать, что денежная выплата, в отличие от восстановительного ремонта, теперь рассчитывается с учетом износа автомобиля (примерная разница составляет 30%).
Согласно принятым новеллам, страховщики обязаны организовать восстановительный ремонт поврежденного автомобиля, т.е. возместить причиненный вред в натуре. Перед проведением ремонта страховщик осматривает автомобиль и (или) проводит независимую техническую экспертизу. При этом, ремонт производится без учета износа и только новыми деталями. Хотя в законе по этому вопросу есть оговорка «иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего».
Страховщик должен предоставить потерпевшему право выбора автосервиса, в который будет направлен его автомобиль. С перечнем станций технического обслуживания, в которые возможно отправить автомобиль для ремонта должен быть размещен на официальном сайте страховщика. При этом в законе указано, что расстояние до сервиса не должно превышать 50 километров от места жительства потерпевшего. Однако, автовладельцы вправе согласовать с страховщиком условие о проведении ремонта в «своем» автосервисе - в этом случае страховщик должен дать письменное согласие. Новые автомобили (не старше двух лет) восстанавливаются у производителя или импортера автомобиля, проще говоря, в дилерских автосервисах.
Поправками определены сроки выполнения ремонта – не более 30 рабочих дней. По новым правилам, за нарушения сроков страховщик обязан выплатить пеню в размере 0,5 % от суммы ущерба за каждый день просрочки, но не более суммы страхового возмещения. Ранее размер неустойки составлял 1 % от суммы страхового возмещения.
Законом устанавливается гарантия выполненных работ: не менее 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы – не менее 12 месяцев.
Ко всему этому, согласно поправкам к закону, потерпевшие при любых обстоятельствах обращаются к своему страховщику, т.е. правило «прямого возмещения убытков» действует без ограничений.
Обратим внимание и на то, что новые правила не действуют в отношении договоров ОСАГО, заключенных ранее принятых поправок, которые вступили в законную силу 28 апреля 2017 года.
В профессиональных кругах юристы по-разному оценивают новые правила возмещения вреда. Как разъясняет старший юрист Адвокатской фирмы «Ревякины и партнеры» Святослав Терещенко «поправки в закон об ОСАГО были неизбежны, согласно официальным данным, за 2016г. страховые выплаты впервые превысили полученные страховые премии, что говорит о системном кризисе института страхования гражданской ответственности автолюбителей. Новый механизм позволит снизить мошеннические схемы в области страхования, однако в принятой редакции закона устранить их не получиться. Вместе с тем, новые правила можно оценить, как лишение пострадавшего права выбора, а также возможности появления новых споров о качестве проведенного ремонта. На наш взгляд, со временем новые правила будут достаточно гибко применяться страховщиками, потому как иногда выгоднее выплатить страховое возмещение, чем неминуемо просрочить срок выполнения восстановительного ремонта, а в силу расчета денежной выплаты с учетом износа деталей автомобиля, страховщики будут в этом заинтересованы».