Состоялось первое заседание по законодательному урегулированию сервисов-попутчиков
Встреча рабочей группы под председательством Николая Асаула, заместителя министра транспорта РФ, по подготовке предложений по законодательному урегулированию сервисов-попутчиков (BlaBlaCar, Beepcar, “Яндекс.Попутка” и т.д.) прошла в Москве 2 августа. Об этом рассказали ugpressa.ru в Ассоциации работников транспорта и туризма (АРТТ).
Много мнений и споров
Перед встречей всем участникам рабочей группы были выданы распечатки подготовленных различными ведомствами и организациями предложений по законодательному урегулированию карпулинга (совместных поездок) в России. На основании этих бумаг и строились дискуссии собравшихся. Однако разработанных концепций оказалось так много, что специалисты договорились подробно изучить их до следующей встречи.
Официально сервисы-попутчики призваны компенсировать часть расходов на поездку за счет пассажиров, однако многие зарегистрированные в подобных приложениях водители стали просто заниматься незаконным предпринимательством, ежедневно перевозя толпы людей по популярным маршрутам за совсем не символические суммы.
Пресечение безответственности
АРТТ прежде всего считает, что водителям должно быть разрешено размещать информацию о своих поездках только при наличии государственной регистрации, необходимой для законного ведения предпринимательской деятельности. Также необходимо ввести ответственность владельцев приложений за публикацию заведомо ложной информации. Водители-попутчики должны брать с пассажиров оплату либо безналичным путем, либо с использованием ККМ, чтобы отчеты о своей деятельности они могли предоставлять в налоговые органы.
"В целях безопасности следует обязать сервисы-попутчики хранить персональные данные о перевозимых пассажирах. Также мы считаем, что важно не допустить взимания процента с водителей за перевозку пассажиров. В противном случае интернет-сервисы, не неся никаких расходов на содержание инфраструктуры и ответственности в разрезе транспортной безопасности, начнут выполнять функции вокзалов в обход действующего законодательства", - считает президент АРТТ (представитель Ростовской области) Ирина Ал Зирки.
Для эффективного решения существующей проблемы необходимо помнить и об одной из главных причин, по которой люди пересаживаются в машины к “попутчикам” - это цена. “Нелегалы” никому не отдают часть своего дохода и могут себе позволить понижать цены. Официальные же перевозчики смогут сделать стоимость на свои билеты конкурентоспособными, если для их работы будут созданы более благоприятные условия.
Кто принимает решения?
В состав рабочей группы вошли министерство транспорта, министерство внутренних дел, министерство экономического развития, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба, а атакже аналитический центр при правительстве. Кроме того, участниками группы стали региональные министерство транспорта дорожной инфраструктуры Московской области, департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, комитет по транспорту правительства Санкт-Петербурга и другие организации.
У BlaBlaCar появился серьезный конкурент?
АРТТ предполагает, что в ближайшие годы рынок карпулинга будет только разрастаться. Сервисы-попутчики все больше начинают конкурировать не только с вокзалами, но и между собой. Например, в январе 2018 года в Ростове-на-Дону было запущено приложение “Яндекс.Попутка”. Многие связанные с транспортным рынком специалисты предрекают скорое лидерство, как ни странно, именно ему. Несмотря на это, по мнению ассоциации, на фоне таких глыб карпулинга как BlaBlaCar (15 миллионов пользователей) или BeepCar (4,7 миллионов установок в iOS и Android) “Яндекс.Попутка” если и вытеснит их, то явно не скоро. На сегодняшний день приложение скачали всего десять тысяч человек, оперативно найти попутчика в городах-милионниках с таким количеством пользователей не просто.
Работает “Яндекс.Попутка” по принципу “Яндекс.Такси” (даже дизайн и функционал практически одинаковые), только стоимость за каждый километр выходит пассажирам значительно дешевле. Проверить это у АРТТ не получилось. Все попытки в течение часа найти водителя в центре Ростова (Ворошиловский проспект) оказались безуспешны, отметили в ассоциации. Не добавляет плюсов “Яндекс.Попутке” и тот факт, что уехав на ней в другую область (если все же удастся дождаться), вернуться таким же способом обратно пока не получится, приложение запущено только в Ростове-на-Дону и Красноярске. Запланировать маршрут заранее тоже не выйдет, сегодня “поймать” машину можно только в режиме реального времени.