Югпресса.ру
Последние события в режиме онлайн

В науке так называемый, стеклянный потолок для женщин треснул

Автор: user_admin
Рубрика: Общество
В науке так называемый, стеклянный потолок для женщин треснул
Наконец таки треснул, так называемый в научном мире, стеклянный потолок для женщин.

Следует отметить, что «стеклянным потолком» при изучении научно-исследовательских и ряда других карьер, называется большая вероятность именно для женщин застопориться на их нижних ступенях академической лестницы.

Центр институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге в рамках более широкого исследования динамики диссертационной индустрии собрал данные о защитах кандидатских и докторских в России за 12 лет между 2005 и 2016 годами.

Как сообщает издание N+1 nplus1.ru, профессор факультета социологии и философии ЦИАНОЕУ Михаил Соколов, один из авторов исследования сообщает, что "стеклянный потолок" лопнул. Центр проанализировал количество защищенных докторских диссертация в России в одах и выяснил, что 57,4 процента диссертаций были защищены женщинами, 42,6 процента - мужчинами.

Также установлено, что соотношение на уровне кандидатских изменялось мало — доля женщин колебалась в интервале между 62 процентами (2008 год) и 58,2 процента (2016), в начале периода был слабый рост, потому вроде бы наметился спад, однако слабо заметный невооруженным глазом.

Еще одно соотношение на уровне докторских защит изменилось радикально: между 2006 и 2012 годами доля женщин-докторов увеличилась с 41,8 процента до 52,6 процента, далее стабилизировавшись на этом уровне.

Разницу в динамике кандидатских и докторских защит можно интерпретировать как результат резкой феминизации академической профессии в 90-х и ранних 2000-х: поскольку докторскую защищают в среднем через 10 лет после кандидатской, мы можем прикинуть, что рост доли женщин-докторов в одах отражал рост доли женщин-кандидатов в 1996-2002 годах, а тот, в свою очередь, отражал увеличение числа аспиранток за 5 лет до того, в 1991-1997 годах.

Исследователи отмечают, что в этой феминизации можно усмотреть влияние нескольких факторов. Прежде всего, могло сказаться возникновение стереотипа в отношении науки и вузовского преподавания как занятий неприбыльных, в которых нет места тем, кому положено кормить семью.

Также произошло общее размывание грани между университетом и средней школой в смысле характера труда и педагогических технологий. Проще говоря, это может быть признанием того факта, что по характеру выполняемых задач работа вузовского преподавателя больше напоминает работу школьного учителя, чем работу, подходящую для эксцентричного гения.