Югпресса.ру
Последние события в режиме онлайн

Без модернизации городской канализации Ростов утонет в нечистотах

Добавлено: 05.12.16
Рубрика: Общество

В ноябре на сайте ростовской городской администрации появилась информация о том, что новый градоначальник Виталий Кушнарёв вознамерился плотно заняться ливнёвками. В том числе новый глава заявил и о намерении перевести-таки генеральный коллектор в муниципальную собственность. ИА "Ростовские Вести" погрузились в историю и подготовили для читателей краткий экскурс самых интересных вещей о главной городской канализации донской столицы.

Можно сказать, что появление генерального коллектора было обусловлено самой природой - до конца 19 века в нынешний центр города делил надвое глубокий овраг, который в народе называли Генеральной балкой. Овраг протянулся по нынешнему проспекту Соколова к Ворошиловскому проспекту, затем сворачивал на Малый переулок к парку Горького и спускался к реке Темерник. На дне балки протекал бойкий ручей, в который местные жители спускали нечистоты с задних дворов.

Первым о необходимости засыпать природную впадину заговорил градоначальник Андрей Байков - ручей уже не справлялся с размерами поступаемого в него мусора и Генеральная балка попросту превратилась в зловонную низину. Строительство первой ветви канализации началось еще в далёком 1863 году, правда, стихийно. Изначально мэр обязал возводить канализацию жителей домов, чьи дворы выходили на овраг. Поэтому стройка велась хаотично и из подручных материалов. Потом, правда, власти частично заменили ранее проложенные трубы.

Общая протяженность получившегося сооружения превышает километр. Кстати, нижний ярус парка Горького - это остатки Генеральной балки, генеральный коллектор протянулся почти по всему центру. Вполне вероятно, что неприятный запах, который всегда присутствует рядом с одним из кафе на Будённовском проспекте, связан как раз со специфическим подземным соседом.

Сейчас генеральный коллектор не эксплуатируется в полной мере. Во-первых, сооружение нуждается в реконструкции. Некоторые из ответвлений ни разу не ремонтировались, хотя власти предпринимали попытки обновить канализацию. В частности, переложили участок от Буденновского до Ворошиловского проспекта. Кроме того, в ходе последней реконструкции была внедрена раздельная система транспортировки стоков. Дождевые стоки принимает ливневый коллектор. Для сброса бытовых вод действует хозяйственно-бытовой, который эксплуатирует "Ростовводоканал" по договору временной эксплуатации.

Во-вторых, городская канализация по сути является ничейной. На балансе городской администрации находится только 15% ливнёвок, остальные либо не принадлежат никому, либо находятся в ведении самых разнообразных структур, которые не ухаживают за ней.

На вопрос, почему главный городской приёмник нечистот оказался почти не у дел и без присмотра специалистов, журналистам ИА "Ростовские Вести" в городской администрации долго отказывались комментировать, а затем ответили, что-де, до сих пор он просто никому не был нужен.

Однако, обещанный Кушнарёвым переход канализации в муниципальную собственность состоится совсем не скоро - вероятнее всего, это произойдёт к концу 2017 года. Примечательно, кстати, что это не единственный ростовский городской коллектор. Существует еще коллектор-68, оба сооружения объединяет плачевное состояние, хотя последний был построен в середине нулевых текущего тысячелетия.

Крупнейший в городе коллектор, введенный в эксплуатацию в 2006 году, по замыслу проектировщиков должен был прослужить городу не менее 300 лет. Он относится к канализационным объектам глубинного типа и расположен на глубине от 9 до 40 метров под городом. Канализация берет начало в окрестностях зоопарка, движется к реке Темерник, а оттуда выходит на Рабочую площадь. Уже оттуда подземная труба параллельно Темернику спускается к Дону. Общая протяженность магистрали - 6,5 километров, строительство коллектора-68 продолжалось в течение 10 лет и общая его стоимость на 2006 год превышала 1,2 миллиарда рублей.

Во времена его строительства, объекту придавалось огромное значение, с ним связывали появление в будущем новых районов. Сборник нечистот оборудовали по последнему слову техники, в частности, был введен компьютерный контроль над коррозией магистрали. Однако, даже это не спасло коллектор №68 от крупной поломки, которая вывела из строя участок канализации. В 2010 году, всего через четыре года после ввода в эксплуатацию, в результате обрушения грунта 200 метров подземной трубы оказались забиты песком. В связи с этим власти даже расконсервировали аварийную насосную станцию "Северная - 1", правда, это была лишь временная мера. В последствие местные СМИ писали о строительстве по соседству ещё одного коллектора, который, соединяясь с коллектором №68 с помощью 250-метровой перемычки, должен был принять в себя нечистоты, чтобы потом направить их на неповрежденные участки старшего товарища.

С 2010 года никаких крупных ремонтных работ в канализационных сетях Ростова не велось. Этим объясняется остро стоящая проблема с ливнёвками, которые не справляются с серьёзными осадками, характерными для города в летнее время года. Достаточно вспомнить трагедию, произошедшую на проспекте Будённовском в конце июня текущего года. Тогда ливневые потоки утянули под стоящую машину 14-летнюю девочку, и дождевая вода буквально выбросила на ресторан "Осака" десятки автомобилей.

Проблема с городской канализацией стоит едва ли не так же остро, как с дорогами. И её срочно необходимо решать, ведь, как показала практика, следующий дождь может опять украсть чью-то жизнь.