В Татарстане обнаружен возбудитель средневековой чумы

Ученые-генетики при институте Истории человечества Макса Планка, расположенного в городе Йене (Германия) установлено, что средневековая чума пришла на территорию Европы из Поволжья, сообщает издание Nature Communications.

Самая крупная эпидемия чумы, или как ещё её назвали черной смерти, которая за период с XIV-го по XVIII века унесла в могилы около половины населения стран Европы, пришла с территории современного Татарстана.

Международная группа исследователей проанализировала останки из 10 археологических объектов в России, Англии, Франции, Германии и Швейцарии, чтобы получить представление о стадиях второй пандемии чумы ( ХIV - ХVIII вв.) и генетическом разнообразии Yersinia pestis во время и после Черной Смерти.

Исследователи реконструировали 34 генома Y. pestis, прослеживая генетическую историю бактерии. Точка входа бактерии Y. pestis и маршрут ее путешествия по Европе остаются неясными из-за отсутствия данных о ранних вспышках.

В настоящем исследовании ученые реконструировали геномы чумы из зубов 34 человек. Был обнаружен один штамм, который является предком для всех вторых пандемических штаммов. Кроме того, исследователи отмечают отсутствие геномного разнообразия из образцов во время Черной Смерти.

Не смотря на то, что исследователи обнаружили, что общеевропейская Черная смерть, вероятно, была вызвана одним штаммом, анализ геномов из более позднего периода пандемии показывает развитие нескольких ветвей внутри Европы.

Проведенное исследование дает дополнительную информацию о второй пандемии чумы и значительно расширяет базу данных опубликованных древних геномов Y. pestis.  Обширный анализ древних Y. pestis геномы могут дать уникальные данные о микроэволюции патогена в течение нескольких сотен лет.